Постоянные читатели

суббота, 20 апреля 2013 г.

Мир духовной поэзии

Ещё один пост моей дочери.

Недавно взяла в библиотеке Свято-Троицкого монастыря удивительную книгу – «Корабль спасения» Городова М., Арх. Белгородский и Старооскольский Иоанн, - М., АСТ «Астрель». Удивительную не столько по содержанию (оно удивительно только для тех, кто как и я только открывает для себя подлинную суть православия).

    В этой книге я нашла удивительный мир духовной поэзии.

    Про духовную поэзию Лермонтова, Пушкина особенно не говорят на уроках литературы, но эти стихи можно встретить в собраниях сочинений, в сборниках. Поэзию Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Блока мы все-таки узнали после Перестройки. Но имя С. Липкина я увидела впервые на странице этой книги, пробежала глазами по строкам – и поняла, что не забуду уже никогда:


В.Васнецов
. Богоматерь с Младенцем.




Когда мне в городе родном
В Успенской церкви, за углом,
Явилась Ты в году двадцатом,
Почудилось, что Ты пришла
Из украинского села
С ребенком, в голоде зачатом.






Витраж Шартрского собора.
Мадонна с Младенцем.

Когда царицей золотой
Ты воссияла красотой
На стеклах Шартрского собора,
Глядел я на Твои черты
И думал, понимала ль Ты,
Что Сын Твой распят будет скоро?







Казанская Божья Матерь.






Когда Казанскою была,
По озеру не уплыла,
Где сталкивался лед с волнами,
А над Невою фронтовой
Вы оба – Ты и Мальчик Твой –
Блокадный хлеб делили с нами.



Рафаэль Сикстинская
 Мадонна.


Когда Сикстинскою была,
Казалось нам, что два крыла
Есть у Тебя, незримых людям,
И Ты навстречу нам летишь
И Свой полет не прекратишь,
Пока мы есть, пока мы будем.
1987 год.







    Полезла в Интернет.  Узнала об удивительном человеке:

Один воскликнет нагло и хитро:
              - Да, сотворил я зло, но весом в атом! –
              Другой же скажет с видом виноватым:
              - Я весом в атом сотворил добро.
                       Семен Липкин

Вот отрывок из статьи о нем (http://a88.narod.ru/02lp.htm):

«Во второй половине 80-х вышел “знаменитый” библиографический справочник “Писатели Москвы”, купив который, я тотчас начал листать страницы на “Л”: есть ли там Семен Липкин и Инна Лиснянская? Их там не было. В общем-то я знал, что не найду их в справочнике, как, допустим, не смог бы отыскать целый квартал напротив памятника Пушкину в центре Москвы (с закусочной “Эльбрус”, с кинотеатром “Хроника”, с аптекой и уютнейшим кафе). Но квартал этот снесли, остался на его месте лишь сквозняк, а Липкин и Лиснянская существовали, жили – не когда-то, а сегодня, тем более – их поэзия. И всё-таки на официальных совписовских страницах между сведениями о Лимановой Г.Х. и Лисицком С.Ф., а также о Лисичкине Г.С. и Лисянском М.С. тоже болезненно ощущались два занозистых сквозняка, два ужасных пробела. Словно предвидя нечто несуразное в этом роде, совсем еще молодой Липкин (в 44-м) восклицал: “О патефоны без пластинок!..” 

Впрочем, поэта вообще не баловали, хотя, во-первых, его самобытный талант проявился очень рано и развивался, несмотря на всяческие препоны, а во-вторых, он – фронтовик, был в окружении, участник Сталинградской битвы. Тем не менее боевые заслуги и несомненный поэтический дар в учет издательствами брались крайне неохотно, а то и вовсе не брались. Приходилось заниматься в основном переводами. Кстати, их поистине высокий уровень заставил говорить о себе. Первая книга Семена Липкина (“Очевидец”) вышла в “Советском писателе”, когда автору было уже едва ли не шестьдесят.»

МОИСЕЙ

Тропою концентрационной,
Где ночь бессонна, как тюрьма,
Трубой канализационной,
Среди помоев и дерьма,


По всем немецким, и советским,
И польским, и иным путям,
По всем печам, по всем мертвецким,
По всем страстям, по всем смертям,-


Я шел. И грозен и духовен
Впервые Бог открылся мне,
Пылая пламенем газовен
В неопалимой купине.

1967 год.

    Потом нашла статью одного из авторов этой книги, Марии Городовой (http://www.rg.ru/2010/04/01/gorodova.html):   

«1912 год, апрель. Осип Мандельштам. Гениальный поэт гениально точно запечатлел состояние искания Бога. Вчитайтесь, через столетие к нам летит высокий чистый голос поэта, летит и попадает в наши сердца. Попадает, потому что и нашей душе знакомо это состояние отделенности от Господа, неясное, но мучительное томление творения по своему Творцу.

А. Рублев. Спас Вседержитель


Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

А вот иное состояние души - состояние встречи со своим Создателем. И радость этой встречи так велика, что она затмевает и боль, и саму болезнь, и страх смерти. Юрий Галь, 1944 г., потрясающий по правде, простоте и силе стих:







А. Рублев. Спас в силах.

Я изойду счастливыми слезами.
Меня не будет. Будешь только Ты.
Ужели нет преграды между нами?
Из всех препон последние сняты?
О, Господи! Мне плоть моя любезна,
А плоть горит. Но слезы не о ней.
Ты мне сказал, что впереди не бездна,
А сплошь сиянье благости Твоей.
В слезах, в жару, прикованный к постели,
Я в первый раз беседую с Тобой.
Тебе ли мне не верить? При Тебе ли
О плоти сетовать, о Боже мой?
(1944 год)





Юрию Галю было отмерено всего двадцать шесть лет: в двадцать, не воспользовавшись бронью, данной по болезни, добровольцем ушел на фронт. Немецкий плен, потом наши лагеря. Короткая жизнь, совсем немного стихов, и вот этот прорыв в вечность. Прорыв, запечатленный для нас - чтобы мы знали: Господь не оставляет нас на краю бездны, Он с нами.»

Меня же больше поразило другое стихотворение Ю. Галя:

Нас двадцать смертников в клетушке,
К нам не доходит солнца луч,
 Но с нами Гете, с нами Пушкин,
И дух наш светел и могуч.
Как ночь – гремит ключами стража:
«На двор!» - Проверка иль расстрел?
Мы к этому привыкли даже,
Никто пощады не хотел.
Дни перед казнью. Будто роды,
Мучительная благодать.
Но приобщившихся свободы
Уже ничем не запугать.
Как Божий мир премудр и чуден!
Высокая стена. Тюрьма.
Внутри: свобода, правда, люди.
Снаружи: рабство, звери, тьма.
1944 год.

    Да, прошли времена Сталинских репрессий. Но вам не кажется, что этот выбор каждый из нас делает ежедневно? Свобода духа или рабство вещей и денег, любовь к людям или к себе самому, любимому и единственному,  жизнь с чистой совестью или попытки оправдать свои не самые лучшие поступки…
.
    Снова продолжает М. Городова:
«Бывают и другие свидетельствования об обретении Бога. Помните, "Рассвет" Пастернака из "Доктора Живаго"?
А. Рублев. Благовещение

Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил...

Перечитайте строчки этого стиха, такие стремительные, будто от радости сбивается дыхание - это ликование твари, узревшей своего Творца! Восторг образа, который - наконец-то! - обрел свой Первообраз.

А вот иное состояние души - состояние благоговения перед величием Господа.

Александр Солодовников, "Ночь под звездами":

Свершает ночь свое Богослуженье,
Мерцая движется созвездий крестный ход.
По храму неба стройное движение
Одной струей торжественно течет.
Едва свилась закатная завеса,
Пошли огни, которым нет числа:
Крест Лебедя, светильник Геркулеса,
Тройной огонь созвездия Орла...

(Гимн, повествующий о том, как звезды сослужат Господу во время Небесной Литургии)

...Обходят все вкруг чаши драгоценной
Медведицы...
Таинственно она
В глубинах неба, в алтаре вселенной
Векам веков Творцом утверждена.
Но вот прошли небесные светила,
Исполнен чин, творимый бездны лет,
И вспыхнуло зари паникадило,
Хвала Тебе,
явившему нам Свет!

И после этого торжественного гимна Господу следующая строчка, внезапная, как удар. Такая, что от неожиданности перехватывает дыхание. Такая, что не можешь сдержать слезы. Это строчка даты и места рождения стиха:"1940г., Колыма, ночная смена".

Оказывается, стихи хваления Господа слагались на молибденовых рудниках. Именно слагались: как известно, заключенным не давали бумаги, и стихи сначала слагали, а потом многократно повторяли про себя, заучивая наизусть - это был единственный способ сохранить их для потомков. Они дошли до нас, эти хваления величию Бога. А сам Александр Солодовников - разве не чудо! - не просто выжил в сталинских лагерях (в 56-м он был реабилитирован), а дожил до 81 года и отошел ко Господу в 1974-м, оставив нам два стихотворных сборника, один из которых так и называется: "Слава Богу за всё"!»

(Фотографии Колымы взяты с сайта www.stihi.ru/pics/2011/01/10/6478.jpg
http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=30491)

Вербная всенощная

Пришел я ко всенощной с вербой в руках,
С расцветшими ветками в нежных пушках.
Пушистые  шарики трогаю я -
Вот этот - умершая дочка моя.
Тот мягонький птенчик -
Сын мой младенчик,
Двоешка под крепким брусничным листом -
Во всем неразлучные мать с отцом.
Тот шарик без зелени -
Друг мой расстрелянный,
К веткам прильнувший -
Племяш утонувший,
Смятый и скрученный -
Брат мой замученный,
А тот глянцевитый -
Брат мой убитый.
Шариков хватит на ветках тугих
Для всех отошедших моих дорогих.
Лица людей - лики икон,
Каждый свечою своей озарен.
Вербная роща в храм внесена,
В каждое сердце входит весна.
Радостно пение:
Всем воскресение!
Общее, общее всем воскресение!
Трепетны свечи,
Радостью встречи,
Смысл уясняется в каждой судьбе.
Слава Тебе!
Слава Тебе!
2 апреля 1961

* * *
Дорожу я воспоминанием,
Как отец меня плавать учил.
Покидал средь реки на купанье,
Но рядом со мною плыл.

И когда я в испуге и муке
Задыхался и шел ко дну,
Отцовские сильные руки
Поднимали меня в вышину…
И теперь, когда я утопаю
И воочию вижу конец,
Я, как мальчик тот, уповаю,
Что рядом со мной Отец.

Он вернет из любой разлуки,
Вознесет из любой глубины,
Предаюсь в Его крепкие руки
И спокойные вижу сны.

(Александр Солодовников (1938-1956);
из цикла «Шесть тюремных стихотворений»)

Человек с такой судьбой каждый день восхваляет Господа… Может быть, когда мы все, вместо того, чтобы сетовать на свою тяжкую жизнь, обвинять кого угодно в своих несчастьях, будем искать причины их в нас самих и славить Господа за каждую посланную нам малость, может быть, тогда что-то изменится в нашей жизни?

Другие стихи А. Солодовникова можно прочитать здесь (http://pesni.voskres.ru/poems/solod24.htm)

А.А. Коринфского многие знают как знатока русского фольклора, традиций и обрядов. Но я в первый раз прочитала в книге его стихи:



М. Нестеров. Воскресение
Господне. 
Эскиз запрестольного образа 
левого предела 
Владимирского собора в Киеве.
«Не стало более чудес!
Дух оскудел, жизнь измельчала...» —
Ты говоришь!.. А разве мало
Тебе того, что Он — воскрес?!

Христос — воскрес!.. Смысл этих слов
Мне ближе все, мне все понятней —
Чем радость жизни невозвратней.
Гнет тяжелей земных оков.

За нас Распятый на Кресте —
Воскрес... Себя мы распинаем,
Но воскресенья мертвых чаем
И — воскресаем во Христе...

Во мраке мелочных страстей
И любим мы, и ненавидим, —
Но в час прозренья духа видим
Свет, обновляющий людей.

Во тьме невзгод, в тумане зла
Бредем к сомненью от сомненья;
Но призывают в сень спасенья
Святых надежд колокола...

Дух оскудел? Ты ждешь чудес?!.
Но ведь ты жив, ты — видишь, дышишь?..
Люби — и в сердце гимн услышишь:
«Воскрес! Воистину воскрес!..»

    Скоро Пасха, Светлое Воскресение. А пока идет Великий Пост… Самое подходящее время открыть страницы поэзии, которые были потеряны для нас многие годы, без которых наша литература была бы много беднее. Может быть, эти строки, идущие из глубины души ввысь, смогут кого-то подтолкнуть к тому, чтобы по-другому взглянуть на жизнь. И поверить в Чудо.

А. Рублев. Воскресение
Господне (Сошествие во ад). 1408-1410 г.г
К. Брюллов. Христос воскресший
. 1840-е г.г. Эскиз для храма
Христа Спасителя в Москве.
Замысел неосуществлен.


2 комментария:

  1. Наталья Валентиновна, как одухотворенно и я бы сказала божественно. Прочитала на одном дыхании. Ну почему такое не преподают нашим детям на уроках литературы. Читаешь и понимаешь вот это шедевр. Спасибо за такую подборку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это дочка моя старшая подготовила. Я только абзацы дополнительные расставила. Таня лучше меня чувствует тонкий мир души человека, да и литературный дар мимо неё не прошел...Спасибо за оценку.

      Удалить