Моя мама знала всякое рукоделие. Умела шить-вышивать, вязать, делала мне игрушки, могла починить куклу, я уж не говорю о домашнем хозяйстве и огороде. На стене до сих пор висят вышитые мамой гладью картины. Сохранились связанные мамой салфетки-дорожки. Но вот мелочи быта.... Как-то до этого руки у мамы не доходили. На кухне для горячих кастрюль было старое полотенце. Игольницей служила полоска ткани, обёрнутая вокруг корпуса швейной машинки. Примерно так:
Маминой сестре игольницей служила вышитая крестиком на подкладочной ткани картинка. Саржа была натянута на картонку от аптечной коробки, внутри - вата. Картинка стояла рядом с жестяной коробкой из-под конфет, в которой жили нитки, и естественным образом подставляла пустой верх под иголки.
В школе я делала маме на 8 марта игольницу в виде цифры 8, вырезанной из открытки. В нижней части цифры - подушечка для иголок. За верхнюю можно было повесить конструкцию на гвоздик или на швейную машину. Эта игольница служила долго, пока картон открытки совсем не порвался.
За всё время, сколько я помню, у нас только однажды была покупная игольница: кто-то подарил маме пластмассовый башмачок, набитый поролоном. Век его был не долог. Дети (каюсь, и я принимала в этом участие) быстро унесли туфельку на игрушки и место гибели её неизвестно. Потом мама сама сшила туфельку, всю в кружевах. Эта прослужила уже долго, она, скорее всего, жива, но найти я её вчера не смогла: просто так ведь сразу и не вспомнишь, у кого она хранится и куда прибрана. Но в основном игольницы шились в виде подушечки или, на худой конец, сердечка.
Бесконечная череда подушечек всех цветов и размеров.
Не знаю, может быть так было только в нашей рабоче-крестьянской семье, приехавшей в город в 1943 году. Тут ведь дело ведь ещё в моде: в 50-е на всех комодах стояли шкатулки из ракушек и мраморные слоники - и рукодельницы были позатейливее. В 60-е всякое рукоделие объявили мещанством. Стыдно было стелить салфетки, стыдно носить кружева. Потом это всё снова вернулось, но за 10 лет выросло поколение мам, которые не умели держать иголку в руках и починить носки. Вот тогда этот аскетизм, видимо, и появился в рукоделии. Если школьный воротничок - то полоска белой ткани, прихватка - пёстрый квадрат, если игольница - то простая подушечка.
Сейчас фантазия мастериц удержу не знает! От игольниц - грибочков, ягод, зверят, до игольницы- чашки, игольницы-кресла!
Вот привычные нам сердечки:
Но как украшено! В моё далёкое детство бисер мама берегла и мне он достался уже в среднем школьном возрасте, А что такое пайетки, я узнала, когда мои старшие дети пошли в кружок бальных танцев и им понадобились костюмы для выступлений. Про фетр я уже писала.
Вот это более-менее привычная форма игольницы, но это открытое сердце! Сколько любви к рукоделию оно таит в себе...
Дальше пошли изделия позатейливее:
Вот ещё несколько таких баночек:
Фотографии, показывающие техпроцесс, можно посмотреть в альбоме у Веры:
Тот, кто хочет побольше картинок, ещё больше разных форм игольниц, может заглянуть в альбом Олёны:
У меня до сих пор простая подушечка, в школе шила... Понравилась так маленькая игольница - цветок, воткнутая в катушку! Всегда под рукой.
ОтветитьУдалитьДа у вас ещё такую нельзя, у Тёмы она тоже под рукой будет! А вот в баночке с крышкой - да. Я Асе такую подарила
ОтветитьУдалить