Постоянные читатели

понедельник, 24 ноября 2014 г.

Мамины вышивки



Я наконец-то собралась показать Вам книги и рукоделия моей мамы.
Вот такими приехали мои родители в Пермь в 1943 году.

3.12.1944 г.
1943 г. г. Молотов.




















            Покажу ещё один снимок, 1941 года. Маме - 25 лет. Боровск, пригород г. Соликамска.



 Мама с рождения Валерия в мае 1941 года не работала. Была с детьми. Весь дот на ней,т.к. отец был райвоенкомом, постоянно в разъездах. На маме - дом, печь, корова, карточки и 4 детей.

И тем не менее постоянно в руках рукоделие. Вязание, шитьё, вышивка....
Мама умела всё!

Самую любимую всеми  мамину работу уже показывала, в самом начале. 2012 г.,


Чуть ниже я покажу много маминых работ,но эта вышивка гладью Нравится мне больше всех.

Пост сегодняшний начался с того, что я разбирала старые книги и мамины книги оставила для отдельного разговора.

Сначала - кулинарные. Они ближе всех, до сих пор стоят на полке у кухни, книгами, особенно о вкусной и здоровой пище, пользуюсь до сих пор.






































Такие сладости до сих пор вижу только на картинках этой книги.

А ниже - разворот, отдельные предметы сервировки до сих пор стоят в серванте.(ваза с фруктами, бокалы, правда, уже одиночные)









А это уже из антресолей серванта, где хранятся мамины книги по рукоделию. И не только книги.














Наверное, кое у кого ещё сохранились такие тетрадки, куда записывали рецепты, где срисовывали схемки и рисунки вязания.





























Мама не умела делать выкройки. Когда старшая моя сестра училась в техникуме, она сделала маме основу выкройки по этой  книге. Иногда я её тоже доставала, особенно, когда в 70-90 гг в магазинах ничего не было, а о существовании журналов мод можно было только мечтать.






























































 А это стопа вкладышей к журналу "Работница". До сих пор иногда перелистываю.




























Вот мы дошли и до вышивки......

Эта тетрадочка хранится, сами видите, с 1930 года. Были ещё журналы мод примерно того же времени, но я утащила их в школу на уроки домоводства. Досталось от мамы, конечно! Журналы в школе, естественно, зачитали.








Эти картинки почему-то я не использовала















Эти тоже












А таким рисунком мама вышивала мне сумочку. И платьице такое у меня тоже было.











Вышитые платочки.... Ностальгия по маме....











Что только не украшали бордюрчики с этой страницы!













А этот рисунок использовали и я, и моя младшая дочка, Оля.














Олин рушничок














А это моя летняя блузка.


Так выглядели рисунки для вышивки.










Специально крупно: 1959 год. На антресолях хранится рулон таких рисунков.

Перелистываю скатанные трубочкой листы





























Есть там  и портрет Горького, есть и отдельные фрагменты рисунков....


А вот самые любимые мамины вышивки крестиком разошлись по разным семьям.


У меня хранится наволочка с девушкой-горянкой.
У Тани - вышитая гладью шелковыми нитками птичка.
Это уже последние мамины вышивки. Доделывала их она уже в преклонном возрасте. Наволочку ещё использовали по назначению. А птичку мама сразу попросила отца вставить в рамочку и подарила Тане, тогда ещё школьнице.























Хранятся у меня и у Оли вышитые мамой скатерть и портьеры. Они долго были в употреблении.
Сейчас выстираны и убраны.  Вышиты владимирским швом.


                                              Это чтобы представить размер скатерти.

























































Два таких полотнища и поперечина, как сейчас сказали бы - ламбрекен.







































Как и все в довоенное и послевоенное время, мама вязала. Из обычным катушечных ниток.






Подзоры украшали кровать. Высокую, с панцирной сеткой. С периной сверху.

А сколько связано было салфеток!





















А здесь уже машинная строчка.























Были у мамы парадные наволочки на подушки. На них не спали, снимали перед сном.


Эти снимки совсем нечеткие. Таня фотографировала на телефон. Здесь уже мережка и белая гладь.





А ещё хранятся у нас разные полотенца, вышитые мамой. Это, совсем простое, было вышито для меня.



Это - с мамиными инициалами.









Всем своим детям на свадьбах подносила хлеб-соль на старинных рушниках!









Мамины кружева не лежат без дела.























Костюмы шили для Оли. Она несколько лет подряд участвовала в конвенте ролевых игр в Казани "Зиланткон". Я уже как-то рассказывала о нём.



В далёкие 60-е мама учила вышивать меня.
























Дочери обе умеют держать в руках иголку и спицы. Вот внучки пока не очень...Надеюсь, что их время ещё придёт.  А это знакомится с музейными экспонатами Тёма.




С удовольствием примеряет народную расшитую рубашку. на "Зове Пармы"




















                                                                                          Катя с Денисом в воскресной школе.


Много маминых работ раздарили родственникам. У всех есть её салфетки, выполненные в разных техниках. И вышитые, и вязанные. И вот такие:



Жалею, что раму для такой салфетки сломали и выбросили ещё при маме.
Заговорила я вас.... Спасибо всем, кто дочитал столько букв до конца!






60 комментариев:

  1. Сколько сокровищ, и как здорово, что они хранятся и наодят новую жизнь! Моя прабабушка была такой же рукодельницей, но увы, за переездами никому не было большого дела до её вышивок и кружев... теперь только в воспоминаниях и осталось. Спасибо вам за фотографии и за бережное отношение к прошлому!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас тоже разошлось по родне и не факт, что они хранят мамины рукоделия. Это только мы с дочками, ненормальные, всё храним, как в музее....

      Удалить
  2. Наталья Валентиновна, слов нет... какая мама была рукодельница! удивительные работы, и по красоте, и по размерам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь в магазинах ничего не было, а если и "выбрасывали", то нужно было стоять в очередях, да и денег никогда не хватало. А свой труд ведь никто не считает!

      Удалить
  3. Как интересно, трогательно, берет за душу. В нашем доме осталось мало вышивок. Мамины еще есть у меня, а бабушкиных не осталось. Мама и бабушка у меня вышивали гладью и мережки. Вообще, я будто окунулась в свое детство. У книга "О вкусной и здоровой пище" у нас в доме тоже есть. И эти маленькие кулинарные книжечки - их у нас штук шесть. Я их в детстве обожала читать. А еще такое совпадение - моя мама и двоюродная сестра ходили на курсы вязания, вязали там образцы и пришивали их в самодельные альбомы, так вот образцы из точно такой вот пряжи! Мы с мамой буквально на днях вспоминали их. Они (альбомы) живы-здоровы, лежат у меня дома! И вырезки из Работницы, Крестьянки и Радяньской жинки у нас в семье есть. Какие сами наклеивали в тетрадки, а какие папа переплел в красивые книги! Спасибо, мне было так тепло вспоминать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оказывается, многие так жили.... Спасибо! А у нас отец переплёл полностью журналы! Вот мама его потом ругала! Попробуй достань вкладыш из переплёта! Пришлось расшивать. Потом долго так хранились. Выкинули сами журналы после очередного ремонта....

      Удалить
  4. Наталья Валдентиновна, какая вы моодец, что ве это храните и внукам передаете...
    Мне было 7 лет когда мама погибла и у меня нет ни одной её вещицы...очень грустно.....а у ва столько воспоминаний!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо! Действительно, перебираю мамины книги, мамины нитки и вышивки и как будто разговариваю с ней... Вот и сейчас, когда писала....

      Удалить
    2. Удивляюсь...сколько не дописок в моем коментарии...вроде все нормально писала...

      Удалить
    3. Просто волновались, чувства переполнили, вспомнили свою маму....Не до букв...

      Удалить
  5. Наталья Валентиновна, слов нет... какая мама была рукодельница! а главное-сохранили так много-умница!
    Маме почёт и уважение!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мамы нет уже 24 года. У неё было 5 детей и 9 внуков. Всех вырастила, всех детей выучила, всем, кто хотел, дала высшее образование, а сама даже ликбез не смогла закончить (мачеха не пускала на занятия. Знаете, как в "Золушке": пока не напрядёшь, не наткёшь, не свяжешь....). Зато со всеми начинала учиться с первого класса и честно помогала первые пару лет, пока в норму не вводила. И внуков старших вырастила. И даже моим досталось её внимание и ласка

      Удалить
  6. Наталья Валентиновна, какой масштабный пост)
    Ваша мама - Героиня! Имея четырёх детей, хозяйство, она создавала такую красоту! Любоваться можно бесконечно! Думаю, многие "окунулись в детство") у нас с переездами много всего пропало, но небольшая папочка с журнальными и газетными вырезками "Работницы" и "Крестьянки" сохранились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Маминым сокровищам повезло! На моей памяти 1959 и до 1990 мама переезжала только дважды и была ещё в силе, аккуратно всё переехало. Только коробка, в которой раньше хранились мамины рисунки, порвалась. Теперь так и лежит в антресолях серванта, как мама в своё время положила. Это я переезжала с места на место, а книги и рукоделие оставались с мамой дома. Как приятно было возвращаться домой и нахлжить всё на старых местах!
      .

      Удалить
  7. Очень проникновенный рассказ... Как здорово, что Вы все это храните, хоть и в небольших количествах. У меня мама и бабушка не вязали-вышивали, а только шили. Зато я столько помню сшитых ими вещей. В основном они остались только на фото. Все ушло (за ненадобностью) при и переезде... А вот такими образцами вязания уже занималась я, мама выписывала "крестьянку", "работницу", а я вязала и вышивала. И книга у нас (теперь у меня) есть "О вкусной и здоровой пище", еще и с росчерком Сталина. Как приятно хранить воспоминания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мама тоже шила. Ей купили хорошую машинку - финскую. Мама обшивала весь квартал, я уж не говорю про нашу семью. Действительно, одежда осталась только на фотографиях! Да ещё пару аппликаций я отпорола в своё время вместе с кармашками. А "Книга о вкусной и здоровой пище" остаётся самой востребованной, несмотря на то, что сейчас уже целая полка кулинарных книг

      Удалить
  8. Какая же красота! Это настоящий музей" Готовая экспозиция! Если вы бывали в московских музеях -Царицыно, Коломенское, и т.д., то видели, что там точно такие вышивки и прочие рукодельные работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, в московских музеях не была, а то, что дома пора свой открывать - это точно!

      Удалить
  9. Ну надо же, какая молодец у вас мама. Столько красивых работ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я так понимаю, что мама душу в рукоделии отводила, отдыхала от вечных забот и хлопот

      Удалить
  10. Интересный рассказ, Наталья Валентиновна, у меня таких сокровищ нет, но я собираю свои, только спустя годы, мы можем оценить мамин ручной труд. У меня есть вышивка от бабушки, её я храню, оформила в картину, она для меня рукодельный талисман, у меня есть в блоге об этом заметка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно почитаю. Моя бабушка, к сожалению, умерла во время войны, ещё до моего рождения. А вторая, мамина мама, во времена, которые вам, молодым, кажутся небывалыми. В 1918 году. Так что для меня бабушкино полотенце - То, с которым я на свадьбе дочери,- целое состояние.

      Удалить
  11. белая гладь покорила - очень нежно!!! понравились и синички, и скатерть... книги по рукоделию, кулинарии - тихо завидую такому количеству... хотя у самой тоже что-то припасено :)) а рецепты и схемы - некоторые (в их числе и я) сейчас тоже пишут все в тетрадочки )) с удовольствием читала Ваш пост!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Наволочками, вышитыми белой гладью, долго пользовались, они уже совсем старенькие, но всё равно берегу мамину работу.

      Удалить
  12. Наталья Валентиновна,какая вы молодец,что все сохранили!!!
    Поразила фотография1941 года-молодая,красивая женщина и 4 маленьких детишек...Сразу мысль-как же они войну пережили...
    Спасибо,что поделились Вашей Историей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасал огород, корова, папин аттестат, друзья, к которым на лето уезжали в деревню, у них была пасека. И, конечно, мамины руки, её труд, её любовь

      Удалить
  13. Наталья Валентиновна, большое спасибо за рассказ, очень интересно было почитать, заодно понастальгировала. Это так замечательно, что Вы сохранили эти прекрасные вещи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Сама с удовольствием перебирала мамино рукоделье, дочь тоже перебрала то, что уехало у ней. По крайней мере, сфотографировали.

      Удалить
  14. Какое бесценное богатство!!! Наталья Валентиновна, как Вам повезло иметь все эти вещи, это ведь и память, и сколько практической пользы!
    Моих родителей уже тоже нет в живых, ушли совсем молодыми... Но я храню их записи: мамины кулинарные книги-блокноты, дневники молодой мамы, сборники стихов, папины тетради с курсов кройки и шитья (да-да у нас в семье к рукоделию был больше причастен папа) и песенники с аккордами. Это такие сокровища!

    ОтветитьУдалить
  15. Красота какая! такое ощущение, что это все про мою бабушку! один в один! Те же вышивки, журналы, кружево! Ностальгия....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, все в те трудные времена шили-вязали-вышивали. Душа просила красоты...А журналы были, конечно, одни на всех...

      Удалить
  16. Большое спасибо за такой проникновенный, добрый и душевный пост. Читала с огромным интересом и благодарностью...Вам, Наталья Валентиновна, за сохраненную память.

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, что показали такую красоту! Сокровища! Какие узоры, какие краски на вышивках! Сколько фантазии, трудолюбия и терпения! А вязаные кружева! Нет слов.. И спасибо - от вас узнала про владимирскую вышивку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, забыли сейчас про русские швы. Видела СП про бразильскую вышивку, про викторианскую.... Много общего....Чужое изучаем, а своё не замечаем....Это я и про себя тоже....

      Удалить
  18. У меня тоже такие богатства хранятся, от бабушки осталось. Книга "Кройка и шитье" отличная, все просто и понятно, а главное вещи сидят как влитые. Все выкройки только по этой книге строю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, спасибо! Это потому, что строится выкройка по собственным меркам, а не стандарт на всё человечество. Да и написана очень популярно.

      Удалить
  19. Какая красота! Как хорошо, что ваша семья так бережно хранит эти памятные вещи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мужики, конечно, ругаются, что место занимает вся эта красота, а уже не пользуемся... Достаточно того, на мой взгляд, что эти вещи отслужили своё верой и правдой в 50-60е, а кое-какие и в 70е годы, теперь они "на заслуженной пенсии". Мечтаем с дочкой, что будет у них свой дом и там выделим каморочку под музей....

      Удалить
  20. Просто потрясающе! Спасибо за положительные эмоции, здоровья вам!

    ОтветитьУдалить
  21. Наталья Валентиновна! как я люблю читать такие ваши сообщения, спасибо, что делитесь с нами такими уникальными шедеврами! Восхищаюсь работами вашей мамы! меня на этот раз больше всего впечатлило кружево вязаное! а еще как напоминание самой себе, что при желании можно найти время на любимые увлечения даже с детьми и большим хозяйством!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташенька! Я сама всегда поражалась маме: как она всё успевала? У меня так не получается. В молодости, конечно, могла , уложив детей спать, вязать или шить до того, как муж со второй смены домой придёт... Сейчас на такие подвиги уже не способна...А кружева....Простыми катушечными нитками вязали метры (!) кружев...Последние недовязанные кусочки пришиты на олины передники. А сколько детских вещей было обвязано, украшено кружевом....

      Удалить
  22. Как интересно. Это все и правда сокровища!!!
    Кружева меня просто покорили. Сколько вложено в них труда, и не сосчитать часов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! А наволочку, которую хотела показать, так и не нашла! Видимо, кому-то подарили...
      Зато есть салфетка с кружевом и вышивкой гладью

      Удалить
    2. Опа! А её и нет....Сейчас добавлю снимок, как это я пропустила....

      Удалить
  23. Ого сколько вышивки! Узнала знакомую книгу Кройка и шитье - в горошек - у нас есть такая красная. Как только все сохранилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так получилось, что я живу сейчас в маминой квартире. И здесь всегда были мамины книги, мамино рукоделие.... Я уезжала, а оно оставалось дома....

      Удалить
  24. Какое всё знакомое, родное... Как будто в детство вернулась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почаще домой приезжай в гости, перебирай не только детское\. но и бабушкину полочку....

      Удалить
  25. В том - то и дело, что на фотографии бабушке - 25 лет! Всего лишь!
    А больше всего жаль, что я не нашла ту наволочку, владимирскими швами вышитую. ЕЕ бабушка уже вместе со мной дошивала, я ее как часть себя всегда воспринимала. Последняя надежда- что она по ошибке в коробку с новым бельем попала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, будешь прибирать в следующий раз - может быть и найдётся.....

      Удалить
  26. Очень трогательно! И очень интересно было все это поразглядывать! Так здорово, что Вы все это храните и, что показали все это нам! Спасибо большое за эти эмоции!

    ОтветитьУдалить
  27. Золотые руки были у мамочки!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! После маминой смерти всем родственникам дарили её работы. Сейчас кое-что вернулось обратно ко мне. Умерла сестра, Племянница переслала мне бабушкины и мамины вышивки. В квартире старшей сестры был пожар. Все вещи перенесли ко мне (я живу рядышком), мамины работы так у меня и остались.....

      Удалить
  28. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли во вкладышах вышивка зайчика в кроватке?
    silkova100@gmail.com

    ОтветитьУдалить