Постоянные читатели

суббота, 21 июля 2012 г.

Мой город Пермь


 Встретила в сети такую вот статью о моём родном городе и о фестивале "Белые ночи в Перми", который проходит у нас уже второй год. (А до этого были другие фестивали. И всё лето ещё будут фестивали: в Камгорте, в Хохловке . ) Я писала о Белых ночах, 
 о пермских пушках,  о наших "необычных памятниках"
 Постараюсь до отъезда всё-таки пройти по городу с фотиком ещё раз. (то нам 40 градусов жары плохо, то резко сразу 20 - уже мороз. Надеюсь, что завтра дождя не будет и погода будет "лётная") 


Эти сообщения выкладываю в блог  LyelyaHandMADE  в Игру в посте "Мой Город"






Денис Яцутко   вторник, 26 июня 2012 года, 14.25

Пермь. Простое и сложное


Всякий раз, когда где-то в интернете всплывают ставшие за последние пару лет знаменитыми пермские арт-объекты, заходит речь о музее Permm или о проходящих в Перми многочисленных фестивалях, желчные скептики приходят толпами и заявляют, что «простым пермякам это всё не нужно». И вот тут у меня возникает вопрос: а «простой пермяк» - это кто? Какой он? Сколько их? Что является критерием простоты? И, самое главное, а почему именно интересы «простых» так важны?




За те несколько дней, что я был в Перми, я сумел немало понаблюдать, как взаимодействуют пермяки и различные зримые проявления пермского арт-пространства. Например, я по нескольку раз в день проходил туда и сюда мимо знаменитых красных человечков. И каждый раз на их фоне кто-нибудь фотографировался. Причём эти люди не выглядели туристами. Интересно, они были «простыми»? А фотографирование это - достаточный ли показатель «нужности»?
Когда я пошёл вдоль Комсомольского проспекта (Компроса, как называют его пермяки), чтобы поснимать скульптуры, сваренные из металлолома, возле каждой из них мне приходилось достаточно долго постоять, чтобы дождаться, пока отойдут дети. Да, всё время подходили дети. Одни, как и с красными человечками, фотографировались, другие просто играли. Они простые? Им нужно?
Потом нас повезли в Пермскую художественную галерею, где, помимо прочего, проводилась выставка местных наивных художников, в том числе современных. Живописцы-самоучки, пишущие трогательные, почти детские полотна, также представляются мне людьми, вполне достойными звания «простых». И покажите мне при этом заметное число художников, даже самых простых, которые сказали бы, что им не нужны выставки и галереи.
Ладно, допустим, что художники, даже наивные, - профессионально заинтересованный цех. Но вы сходите на берег Камы, на бывший Речной вокзал, где сейчас музей современного искусства. То, что на фоне гигантской надписи «Счастье не за горами» все тоже фотографируются, мы даже опустим: фотографируются вообще на фоне всех пермских арт-объектов постоянно. Обратите внимание там на берегу на современную скульптуру «Пасха». Это такой внушительный металлический шар. Так вот, он весь улеплен так называемыми «свадебными замками». Знаете, наверное, эту новую российскую традицию, когда моложёны вешают замки на ограды мостов, малые архитектурные формы и прочие более или менее долговечные штуки. То есть, пермяки приспособили объект современного искусства под свадебный обряд. Это, с одной стороны, изряднейшая простота, с другой очевидная нужность.



Кстати, обнаружил я один розовый свадебный замок и на «Пермских воротах» Полисского.
                                                                                     
Теперь о фестивальном действе. У всех представлений, проходивших в фестивальном городке, были зрители. Причём у большинства - много зрителей. Даже у таких, в общем, специфических, как, например, балет «Синяя птица». Мне он, кстати, не понравился. Слишком высокая для балета сцена - часто не видно ног артистов. Скучные костюмы. Но главное - какая-то слишком сумбурная, бестолковая хореография. Однако я видел, как его смотрят пермяки. А они смотрели с явным удовольствием. И их было довольно много. А уж народ, пришедший на концерт Спивакова с оперными солистами, вообще едва не смёл охрану и распорядителей - так было много людей и так им было нужно поближе к сцене. Причём были среди этого народа вполне такие, знаете, автохтонные бабушки. Куда уж проще.
Группу таких же бабушек я видел заходящими в павильон с выставкой Бродского и Флоренских. Одна из них шла чуть впереди и с некоторой гордостью говорила другим: «Это называется инсталляция. Я сейчас всё объясню». Наверняка ей самой уже кто-то объяснил, теперь она хотела поделиться с подругами. Вот эта возможность дать самой простой бабушке почувствовать себя немножко экспертом - это разве не нужность?



В общем, побывав в Перми и посмотрев на всё это своими глазами, я готов ответить на вопросы скептиков: да, друзья мои, простым пермякам это - нужно, я сам видел.
И, между прочим, тут возникают, так сказать, смежные вопросы: а многим ли «простым москвичам», например, нужны «Винзавод» и «Музеон»? Многие ли «простые питерцы» бывали в Мариинке и Александринке? Для примера: я однажды разговаривал с молодым человеком, коренным петербуржцем, который был уверен, что «Эрмитаж» - это ночной водочный магазин (был такой), и других эрмитажей не знал. Вот он по-настоящему был простой. Глубинно простой, я бы сказал. Скептики, считающие, что «простым людям» в Перми не нужен пермский культурный проект, они, что же, вот к такой простоте стремятся?
Пермь - один из немногих российских городов, в котором искусство вышло на улицы, пришло в школы, позвало горожан к себе, где условно простой человек постоянно видит что-то, может быть, не самое простое, что-то за пределами обыденного распорядка «дом-работа-пиво-телесериал». Возможно, благодаря такому постоянному контакту, он, этот человек, становится всё менее простым, да.

Говорят, только за первую неделю фестиваля «Белые ночи» в этом году фестивальный городок посетило около трёхсот тысяч человек. Это около трети всего населения Перми, насколько я понимаю. Уверен, каждый из них в результате стал чуточку сложнее, чуточку интереснее, чем был до этого. Возможно, к концу фестиваля его посетит почти весь город и изрядная часть края. Они обогатятся новыми для себя эмоциями, новыми знаниями, новым опытом, усложнятся. И, по-моему, это прекрасно: простота ведь, как мы знаем, хуже воровства.


2 комментария:

  1. Мне нравятся Пермские фестивали в Хохловке (Камва и Проводы Масленицы)! А Белые ночи стали проводить, как только мы уехали. Очень хочется побывать.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нынче КамWа будет аж в сентябре! В этом году на Фестивале KAMWA впервые пройдёт ярмарка Hand Made!
      Я к самому 1 сентября вернусь из отпуска. Обязательно буду там.
      А пока - доделываю "прогулку по Перми", завтра выложу.

      Удалить