Постоянные читатели

вторник, 13 марта 2012 г.

История пасхальной открытки

  

С 3 по 29 апреля 2005 г. в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства прошла выставка пасхальной открытки. В основу экспозиции положены частные коллекции открыток Арсена Мелитоняна, Виктора Петракова, Ростислава Полчанинова (Нью-Йорк, США), Павла Цуканова, Савелия и Елены Шиманко.
Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Над пасхальными сюжетами трудились известные и ныне забытые художники. Пасхальные открытки издавались по эскизам Л.Бакста, А.Бенуа, И.Билибина, Б.Кустодиева, В.Маяковского, А.Остроумовой-Лебедевой, И.Репина и многих других.


Об истории почтовой открытки в дореволюционной в России рассказывает коллекционер Елена Шиманко: «В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне (Швейцария) представители 22 государств учредили Всемирный почтовый союз и подписали всеобщую почтовую конвенцию. В основу этого документа легло единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты и многие другие положения, которые устраняли помехи, мешающие развитию международного почтового обмена. В частности, был установлен международный стандарт открытого письма размером 90 на 140 мм, просуществовавший полстолетия. Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Ее популярности способствовали и низкая цена, и то, что с ее помощью можно было отправить красочно оформленное поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было еще и коллекционировать.
Широко распространенное в Европе открытое письмо вошло в моду и в России. Открытки издавали и с благотворительными целями. Например, община св. Евгении при Красном Кресте занималась изданием открытых писем. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила 6406 названий открыток разнообразного содержания. Самые красивые из них — пасхальные».

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись художником Б.В. Зворыкиным.

 


  Но сколько бы не выпускалось открыток в России, их все равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок. Поэтому пасхальные открытки завозились и из других стран, чаще всего из Германии и Австрии. Только на этих картинках вместо золотых куполов православных храмов были изображены башенки протестантских кирх. Кстати, традиция изображать на пасхальных открытках кроликов тоже пришла к нам с Запада.

                                                                                               Мария Ельцова

 Можно почитать статью Владимира Григорян об истории пасхальной открытки, а на сайте "Страна мастеров" - прекрасная статья  с красивыми иллюстрациями.Очень рекомендую почитать, а также посмотреть подборку лучших работ мастериц сайта на пасхальную тему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий