Постоянные читатели

вторник, 24 ноября 2015 г.

Русские путешественники




















Идея поста возникла внезапно, когда, сломав голову в перекраивании рукодельных планов из-за поломки машины, плюнула на всё и взялась перечитывать в очередной раз "Мифы о России" Мединского. (у меня книга, в которой собраны самые интересные страницы из его "мифов"). И вспомнила ещё сентябрьский разговор с младшей дочерью (историком по образованию) об изучении истории России в школе и отсутствии такового в старшем дошкольном возрасте (вот так по-научному сформулировала, а  на самом деле было махание руками, всплески эмоций, а из слов главным образом - непечатные). Поводом к таким разборкам стала очередная книга, взятая для Дениса (12 лет, почти 13).
Книга переводная, автор - Жорж Блон, М., "Славянка", 1993 г. досталась мне книга с библиотекой брата, бредившего морем. Я за лето перечитала основную часть книг. Вот и эту тоже. (чтобы знать, дорос внук до неё или пока ещё рано). Я, конечно, догадывалась, что французский автор мало расскажет читателю о русских покорителях океанов. но чтобы совсем....Ну, конечно, Беринг был упомянут (действительно только упомянут, не более), фигурирует мыс Дежнёва, но о самом мореплавателе - ничего не рассказывается. Нет ни Крузенштерна, нет Лазарева. Не буду продолжать, а то опять начну махать руками...(А про мореплавателях  западных стран, про пиратов особенно, рассказывается подробнейшим образов вплоть до мельчайших изменениях маршрутов и меню).
И тут нам помог юбилей любимого ИМ "Лабиринт". Многочисленные акции, скидки, реклама подвигли купить для младших внуков несколько книг о русских путешественниках и флотоводцах.






















Книга Николая Коняева "Великие путешественники" так раз и рассказывает о Дежнёве и Беринге.





 Рисунки И. Беличенко помогают представить исторические лица и старинные корабли.
Книгу рекомендуют для среднего школьного возраста. Я, конечно, не скажу, что Тёма в свои 6 лет будет её читать (вернее, слушать мамино чтение), но через пару лет - в самый раз. По крайней мере Денису  в его почти 13 этой книги уже маловато. Хотя написана интересно, я сама с удовольствием прочитала.

Вторая книжка из серии " История Отечества"- ОлегаТихомирова "Великие флотоводцы".

























 




Рисунки того же Беличенко, узнаваемые лица Петра, Нахимова, Ушакова....
Но в этой книге меня резанула  надеюсь, что опечатка.
Адмирал Григорий Андреевич Спиридов, командовавший Средиземноморской эскадрой в русско-турецкой войне 1768-1774 гг, почему-то назван Спиридоновым. Обидно. И так вся слава Чесмы досталась А. Орлову, так и в21 веке напутали!





















Не поленилась, полезла в словари: может, это я чего-то не помню? Брокгауз меня поддержал.
Современная историческая энциклопедия для школьников тоже согласна.


























Я уверена, что это ошибка корректора. Но ведь многие дети прочитают и будут доказывать, что они правы: в книге написано, что адмирал Спиридонов!
(И так довольно часто. Сейчас перечитаваю книги о Цусиме и опять - вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский упорно называется Рождественским! Я понимаю, что русский язык велик и могуч, но за что так обижать адмиралов, им и так досталось по самое-самое ...)
И наконец - последняя полученная недавно книга - Детская энциклопедия "Русские путешественники"





















Вот здесь-то моя душенька отдохнула! С удовольствием перелистывала странички, разглядывала фотографии, узнавая знакомые лица и маршруты путешествий.




Вот эта да, для среднего школьного, хотя и младшие с удовольствием почитают, поразглядывают.
В книге рассказывается не скажу о всех, но о многих русских путешественниках. Начиная от Афанасия Никитина, заканчивая Фёдором Конюховым. Не могу удержаться и покажу несколько страничек.















Понимаю, что перегрузила пост снимками, но не могла удержаться. Хочется, чтобы у каждого школьника были книги, где он мог бы прочитать о том, сколько сделали русские люди, моряки и ученые, простые казаки и купцы, адмиралы флота и врачи. И опять вернусь к Мединскому. Не в "Мифах", а в последней его книге про войну  он пишет, что книги по русской истории нужно бесплатно раздавать каждому ребёнку, чтобы знали и гордились страной, где они растут, людьми, которые их окружают.

После комментария Нади решила добавить стихи Высоцкого (старшие внуки уже видели фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго"). И пусть кажется, что это не совсем по теме - не про путешествия - но про героев, про книги и про детей

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный крик принимавшие вой,
Тайну слова "приказ", назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить,
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Постараться ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом
И доспехи надев, что почем, что почем?!
Испытай, кто ты - трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.



12 комментариев:

  1. Спасибо за этот пост!
    Не буду махаться руками, только скажу....книги надо и правда очень выбирать:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, что читаете, что думаете о необходимости знаний....и КНИГИ...

      Удалить
  2. Большое СПАСИБО!!! Очень полезная рецензия получилась.
    У сына полно разной познавательной и художественной литературы, а вот про историю я как-то упустила. Благодарю за напоминание :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, давно Вас не видела, да и сама не была у вас в гостях...У нас в семье история - пунктик. Отец, сколько было возможности, покупал книги по истории, но у него больше мемуары и воспоминания. У меня были исторические романы и историческая фантастика. А вот дочери выросли - и появились энциклопедии, документальные книги. Старшая увезла к себе хорошую долю литературы. а вот младшая пока взрослые книги не забирает, только детские. Всё, что доступно Тёме в его 6 лет, читается и рассказывается. Это как у высоцкого: "Значит, нужные книги ты в детстве читал."

      Удалить
  3. Наталья Валентиновна! Я могу сказать только, что Ваша семья замечательная! Я считаю, что каждый уважающий себя гражданин нашей страны, должен знать отечественную историю, а любовь к истории нужно прививать изначально в семье, потом в школе и высших учебных заведениях. Я отдала почти все школьные учебники, но учебники по истории не отдам никому. У меня много книг по истории нашей страны и это благодаря моей маме и отличному учителю истории, которая была у меня в школе. Помимо школьных учебников, она покупала себе кучу книг и журналов по истории и у удовольствием давала их читать всем желающим. Я впервые заказала книги в Лабиринте, жду заказ с нетерпением. Современных авторов и правда нужно очень сильно фильтровать, а зарубежных - тем более. Что может знать о нашей стране иностранный автор? Разве только написать очерк о своих впечатлениях о нашей стране. Если уж автор претендует на энциклопедию или научный труд, то он просто обязан изучить все исторические факты, имена и даты, о которых пишет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настенька, спасибо! С Лабиринтом дружим давно. Там можно отложить интересные книги в корзину. а потом, под скидки, постепенно выкупать. Недавно были 28% скидки на изд-во Махаон. Это у нас Оля отслеживает, она. главным образом. и "тыкает" на "заказать". Учебники по истории тоже оставлены. Как, впрочем, и учебники по русскому языку и мои университетские по истории литературы.

      Удалить
    2. Когда я писала предыдущий комментарий, то я думала также написать про литературу и русский язык, у меня к ним тоже особое отношение. Я даже один раз с преподавателем англ.языка серьезно поругалась из-за русского языка. Сидела себе однажды на паре (а вид у меня обычно серьезный, я же учусь, а хухры-мухры), а она на мне взгляд остановила и говорит: "Настя, почему ты с таким "кислым" лицом сидишь на моем предмете, тебе что, английский язык не нравится?" Зря она меня об это спросила.... Я люблю наш Родной язык и мне искренне непонятно, почему все ринулись изучать иностранные языки? Нет, это конечно похвально, тяга к языкам и все такое..., но вот когда ребенок с детского сада может по иностранному разговаривать, а потом в школе, при написании диктанта по русскому языку или сочинения по литературе, делает кучу ошибок, я не понимаю КАК ТАК? Чтобы более-менее грамотно писать, не обязательно знать кучу правил, нужно читать побольше и тогда зрительная память сама сделает свое дело - грамотность повысится автоматически и в придачу еще язык обогатиться новыми словами и выражениями. Вот. Накипело просто.

      Удалить
    3. Иностранный язык. конечно, нужно знать. Но без родного языка и иностранный не выучишь! Всё же взаимосвязано в нашем мире

      Удалить
  4. Как всегда, больная тема. Ну нет у нас системы изучения истории. Просто нет. Она берется вдруг ниоткуда в начальной школе и так же в никуда исчезает с последним уроком истории. Вот и остаются наши дети Иванами, родства не помнящими. Кто-то что-то где-то слышал или мимо проходил... Так что вся забота о знании истории, родного языка, литературы - это полностью ответственность семьи. Никто и никогда не научит ребенка знать и любить Пушкина, Орлова, Потемкина, Крузенштерна, Ермака, если мама не будет читать на ночь книги, а папа не будет с увлечением смотреть вместе с сыном "Гардемаринов", "Юность Петра" и пр. И только тогда, когда человек будет будет знать и любить свои корни, историю, литературу, только тогда он будет уважать чужие традиции, культуру и язык, а не слепо следовать моде, которая сегодня преклоняется перед Америкой, а завтра будет упорно ломать язык о смесь французского с нижегородским.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, как известно, бывает права!
      Полностью согласна, доченька. Обязуюсь и дальше со слипающимися глазами беседовать с ребятами перед сном о Екатерине и Елизавете, о Потёмкине и Суворове, звать Дениса к ТВ смотреть последние новости ...

      Удалить
    2. Что со слипающимися глазами - это точно!

      Удалить
  5. Настоящий клад!!Поздравляю с пополнением библиотеки,поддерживаю и полностью соглашаюсь без знания истории и родного языка никуда!

    ОтветитьУдалить