Постоянные читатели

четверг, 27 июня 2013 г.

Пещеры

Время несётся кувырком, осталась мне  в Орловке всего неделя!
Вчера ездили на экскурсию. Смотрели Красную и Мраморную пещеры.
Вообще-то я сначала боялась ехать: в почти 60 лет не очень-то по горам и пещерам полазаешь! Да и Сашенька у нас тоже ещё не турист. Но сын уговорил и в 9 часов (эх, надо бы пораньше!) выехали.

Красная пещера (Кизил-коба) - самая крупная из известных пещер в Крыму. Протяженность ее исследованных ходов - более 20 километров. Представляет из себя большой запутанный комплекс подземных ходов, из шести этажей, со множеством залов, из-за чего пещеру иногда называют множетсвенным числом - Красные пещеры.
По нижнему этажу пещеры протекает полноводная подземная река Су-Учхан, имеется множество озер, водопадов. Су-Учхан при выходе из пещеры образует красивый водопад.
В окрестностях Красной пещеры были обнаружены следы стоянок первобытных людей, живших здесь несколько тысячелетий назад.

Длина оборудованной части пещеры, доступной для экскурсионного посещения - 500 метров. Также, возможно погружение с аквалангом, и доступ в ту часть пещеры, которую преграждает сифон (коридор U-образной формы, заполненный водой).

Это я вычитала в сети про Красную пещеру.
Собственно сама пещера не произвела на меня большого впечатления. На Урале пещер хватает, всех с первого класса возят в Кунгурскую ледяную пещеру, знаете, тоже не из последних .
Но вот водопад....
Да, понравилось, у нас такого нет.

Поднимались в гору из долины по тропинке в лесу, маленький ручеек прыгал с камешка на камешек. И вот по мере подъёма в гору этот ручеек становился всё интересней и красивее, перепады, разветвления, несколько ручейков. после падения с кручи снова сливались в один....
очень красиво!

Да ещё наслушалась потом экскурсовода о подъёме воды в реке и о том. что два нижних ярйса пещеры были затоплены в 2004 и 2010!

В пещере холодно, +9, выдают напрокат куртки. Детям бесплатно. Настя ни за что не стала надевать свою кофточку. пришлось потом Игорю возвращаться за куртками (Саша, глядя на сестру, тоже отказался надевать свой свитерок, надели на него папину олимпийку.)

В пещере фотографировала Юля, это её игра с подсветкой.

Обратно возвращались коротким путём. Саша устал и ехал на папе.
 В предгорье шли  дожди, поэтому ещё и маки не отцвели.

Понравилось ещё и то, что в долине оборудована детская площадка, установлены фигуры из ракушечника. Есть где отдохнуть: детям полазать, взрослым просто посидеть на скамеечке.

Рядом - фермерское хозяйство с живностью. Дети с удовольствием понаблюдали за животными.

После обеда ехать никуда уже не хотелось. У меня гудели ноги. Но сын опять уговорил и мы поехали дальше, смотреть Мраморную пещеру. 900 м над уровнем моря!

Чатырдаг (Чатыр-Даг, Чатыр Даг; перевод с крымско-татарского - Шатёр-гора) - южнокрымская яйла (горный массив, плато), начинающийся в 10 км от моря; часть Главной гряды Крымских гор. Яйла Чадыр-Даг подходит довольно близко к Симферополю и находится рядом с троллейбусной дорогой к берегу моря.

Состоит из верхней и нижней яйлы. На верхней имеются две вершины, восточная и западная, Ангар-Бурун (1453 м) и Эклизи-Бурун (1527 м). Размеры плоскогорья - около 10 км с севера и юг и 4 км с востока на запад. Чатырдаг освоена людьми ещё с эпохи неолита. К этой эпохе принадлежит стоянка древнего человека на Барсучьей поляне. Позднее в классических карстовых гротах Чатыр-Дага жили древние скотоводы и охотники.

Чатыр Даг - типичная крымская карстовая яйла с более 200 пещер, шахт, полостей. Верхний слой пород образован известняками и красно-бурыми конгломератами (около 1000 метров), ниже расположен слой отложений верхнетриасового и нижнеюрского периодов - зеленых и чёрных аргиллитов, алевролитов и песчаников.

На нижнем плато Чатырдага доступны к посещению три пещеры: Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и Эмине-Баир-Коба. Мраморная пещера была открыта в 1987 году. Её протяженность - более двух километров. Самый большой в ней "Зал перестройки" площадью 5тыс.кв.м и высотой с девятиэтажный дом. Пещера пролегает на трёх уровнях, хорошо оборудована для посетителей. Пещера Мраморная входит в пять самых красивых на Земле. Для посетителей пещеры Эмине-Баир-Хосар был специально проложен горизонтальный вход. Эмине-Баир-Коба или Трёхглазка имеет, соответственно названию, три входа, один из которых легко доступен. В пещере большой зал, два озера
Это снова из интернета. Надо же было посмотреть, куда же мы едем!
Силы свои я всё-таки переоценила и просто посидела в тенёчке, побаловала себя мороженым, пока сын с семьёй разглядывали красоты Мраморной пещеры.

Здесь уже наша морячка не стала отказываться от казённой куртки!

После экскурсии сын ещё повёз нас вверх по дороге. Мы с Юлей испугались, что он решил заехать ещё и в третью пещеру, с мамонтами. Оказалось, что мы поднялись на яйлу.
Вот этого я никогда не забуду!

Аромат! Никакие пузырьки с эфирными маслами не способны передать тот букет вечерних запахов, поглотивших нас на яйле!

Мне показалось, что мы в лесотундре. Мох, лишайники. Совсем незнакомые растения.
Правда, попались и наши любимые ромашки, тысячелистник, гусиный лук...

Юля готова была сфотографировать каждую травинку, дети носились по лугу.

Тишина. Спокойствие. За тот час, что мы пробыли на вершине плато, встретился только один человек, тоже с фотоаппаратом.

Так не хотелось уезжать оттуда! Никакой пещеры не надо...

Но... Время катилось к вечеру... Ехали с открытыми окнами, пока не выбрались на шоссе.

1. Горы, пещеры, водопады, как это прекрасно...

1. Первый раз нас с Сашей взяли в такую поездку (прочие претенденты приедут в июле и в августе). прошлом году брали с собой только старших, мы с Сашей домовничали.

2. Наталья Валентиновна, фотографии обалденные, такая красота. Спасибо за экскурсию. очень интересно и познавательно.

3. Фотографии - это моя невестка Юля. Она любит это и умеет. Моих снимков мало, в основном - дети. А в пещере и природа - это Юлины.

4. ух тыыыы1 вот это насыщенная экскурсия-люблю такие, сколько красоты, а ощущения наверное непередаваемые:)

1. особенно на яйле. И пещеры я видела, и детских городков - много, а вот водопад - впервые, и на вершину плато поднялась (ха-ха, на машине завезли!)в первый раз. Там такой воздух, будто сидишь внутри флакончика с аромомаслами! Причем сразу и не определить, какой аромат: и можжевельник, и лаванда, и ещё много всяких ароматов.

5. Наталья Валентиновна, спасибо за экскурсию! я пока мечтаю побывать в Крыму :)

1. Немного подрастёте - и поедете. Поездом долго добираться из наших краев. Да и дороговато получается, если всей семьёй ехать. Я настоящий водопад тоже впервые увидела!